[ката] форма .Слово «ката» буквально означает «установленная форма». На Окинаве и после появления на Японских островах вплоть до 30-х годов каратэ состояло почти исключительно из ката. Масамото Такаги, занимавший должность исполнительного директора JKA, рассказал в интервью 1964 года следующее: Вопрос: Было ли вам тяжело на тренировках?
Такаги: Не очень. В наше время на тренировках использовались только ката. Он (Фунакоси!) показал нам сначала как складывать кулак. В то время нас учили, что указательный палец надо разогнуть в суставе и прижать к основанию большого пальца, сильно согнув и сжав остальные пальцы. Потом мы осваивали технику удара — сначала из открытой стойки в направлении наружу. После этого нас учили ката: сначала пинан 1 (теперь это хэйан 2), затем пинан 2, 3, 4, 5, тэкки 1, 2, 3 и так далее. Все ката назывались так, как было принято на Окинаве. Тэкки называлось «найханти», а канку — «кусянку». С утра до вечера мы занимались только ката. Мы не отрабатывали отдельные базовые элементы — ни стойки, ни блоки, ни удары. Тренировка сразу начиналась с ката. И в результате за время от трех до пяти лет ученик осваивал всю технику только за счет ката... Ката — это обусловленная техника защиты от нескольких воображаемых противников. Ката существуют не только в каратэ, но и в других восточных боевых искусствах, в том числе в традиционных японских видах единоборств. Посредством ката боевые искусства передавались от поколения к поколению. Они были основным учебным пособием по боевым искусствам. В ката необходимо, в зависимости от выполняемой техники и индивидуальных особенностей, обращать внимание на последовательность движений, дыхание, перемещения, боевой дух и ритм. В целом ката должны гармонично развивать все тело, поскольку все техники каратэ при правильном исполнении включают работу корпуса. Отрабатывая ката, ученик стремится к пониманию гармонии и ритма, а это, в свою очередь, развивает внутреннее понимание, концентрацию и самоконтроль. Координация движений и внутренняя концентрация — важнейшие элементы любого ката. Сейчас мы знаем более 70 ката, входящих в разные стили. Многие ката созданы в XIX веке и раньше, есть и новые ката, придуманные в наше время. Правила ката Каждая техника и каждое движение в ката имеют большое и глубокое внутреннее содержание. Каждое ката начинается с техники защиты, что подчеркивает защитный характер каратэ как боевого искусства. Каждое ката заканчивается в той же точке, в которой начинается. Каждое ката следует заданной траектории перемещения (по-японски — эмбусэн). Все элементы ката — и блоки и удары — должны выполняться мощно и четко, с пониманием возможностей практического применения. Отрабатывайте отдельные движения и их комбинации (технику защиты и нападения) с партнером (бункай). Не забывайте, что ката создавались с любовью, но по сути это борьба! Этот девиз проявляется в боевом духе ката. Исполнитель должен показать сосредоточеность и внимание, он должен «видеть» воображаемых противников и точно реагировать на их воображаемые действия. Это внимание и сосредоточенность — выражение боевого духа, по-японски называют «дзансин». Такое состояние имеет очень важное значение в любом боевом искусстве. Дзансин должен проявляться при исполнении ката. Это означает, что исполнитель не должен задерживаться ни на одну лишнюю секунду, переходя от одной техники к другой и не пропуская ни одного «возможного удара», двигаясь уверенно, в хорошей стойке и постоянно сохраняя концентрацию — и внешнюю (нужная степень напряжения мышц) и внутреннюю (взгляд, сосредоточенность).У