2013-08-24
Каждый
год в сентябре, встречая новых учеников, я думаю, что уровень их
физической подготовки не может быть хуже, чем у детей в прошлом году.
Оказывается, может. Прямо по Ежи Лецу: "Когда он думал, что достиг
дна, снизу постучали". Российские дети слабеют год от года.
Задолго до школы родители учат своих детей писать и читать. Без этих
умений в приличные школы уже не принимают. Но очень редко родители
задумываются над физической подготовкой будущего школьника, наивно
полагая, что уж "физ-ру" как-нибудь их ребенок освоит. Эта вера тем
более странна, что родители в свое время сами ненавидели школьную
физкультуру.
Отправляя в школу беспомощное в спортивном отношении чадо,
родители ставят его на низшую ступень школьной иерархии. В российской
школе по-прежнему "закон тайга, медведь хозяин", а значит прав тот, кто
сильнее. А уроки "физ-ры" только официально оформляют неравенство
детей.
Физическая культура – самый безалаберный предмет, ее результаты
ни на что не влияют. Ученика не переведут в старший класс и оставят на
второй год, если он отстает по математике (русскому языку, истории). На
"физ-ру" это правило не распространяется. За 11 лет обучения школьник
может ни разу не подтянуться на турнике и не попасть по мячу с первого
раза, но ему без задержки вручат диплом об образовании. С тройкой по
"физ-ре". Полная безответственность и безнаказанность позволяет
оставаться учителям физкультуры самыми спокойными и безмятежными
сотрудники школы. У них всегда виноваты родители, телевизоры, компьютеры
и Макдональдс. Но не они.
Школьные уроки "физ-ры" построены, как правило, по принципу:
"Один делает, остальные стоят (сидят) ждут своей очереди". В российских
(советских) школах так было всегда.
Исходя
из вышезаявленного принципа, суммарная нагрузка каждого ученика на
уроке физкультуры составляет от 30 секунд до 2 минут за урок. Именно
столько времени, в лучшем случае, выполняет физические упражнения
каждый ученик. Чем больше класс, тем реже до ученика дойдет очередь и
тем меньше нагрузка. А за 45 минут, отведенных на урок физической
культуры, надо еще собрать, успокоить и построить класс, произвести
перекличку и дойти до места занятий, если они проводятся, к примеру, не в
классе, а на улице. Подтвердить правильность этого тезиса может любой
желающий, посмотрев занятия класса на школьном стадионе.
Учителя физкультуры не могут строить уроки иначе. Пришедший на
"физ-ру" первый класс в количестве 20-30 учеников находится в состоянии
неустойчивого равновесия. Любое слово или действие одного ученика
является поводом для переключения внимания всего класса, дальнейшего
переживания и обсуждения. Если учитель на секунду отвлечется, то ему
потом придется 5-6 минут собирать учеников и концентрировать их
внимание.
Даже если темой уроков являются подвижные игры, занимающие весьма
незначительное время в утвержденной школьной программе, то большинство
учеников все равно останется не у дел. На таких уроках лидерство
захватывают самые подготовленные ("отдай мяч", "пас", "уйди, мешаешь"),
остальные играют роль статистов. Подобная практика отвращает большинство
детей от занятия спортом. В старших классах неприязнь к "физ-ре"
перерастает в ненависть, особенно если ребенок имеет лишний вес или
небольшой рост.
Родители должны понять, что физической подготовкой ребенок должен
заниматься не в школе, а в спортивной секции. И отдать его туда как
можно раньше.
Самым идеальным спортом для дошкольников и младших школьников является каратэ:
1. Численность занимающихся в группах начинающих не превышает
10 человек. Отработка кихона (базовой техники) предполагает
одновременную работу всех членов группы, а значит, ребенок будет
трудиться все отведенное время, от первой минуты тренировки до
последней. Почувствуйте разницу между 60 минутами и 30 секундами (см.
выше).
2. В секции по другим видам детей принимают с 8-10 лет, когда
ребенка уже надо уговаривать заниматься спортом. А 7-летние каратисты
участвуют в соревнованиях по ката, имея в активе минимум два года
упорных занятий.
3. В государственных ДЮСШ от ребенка потребуют результатов и в
перспективе отречения от учебы, карьеры, личной жизни. Большинство
тренеров по каратэ работают в частно-общественных организациях. А
значит, Вас всегда ждут. Можно сделать перерыв на учебу, отпуск
родителей, лечение, каникулы, а потом вернуться. В других видах спорта
такое невозможно.
4. Занятия каратэ не влияют на рост ребенка (как в гимнастике и
всех видах борьбы), мышечную массу для девочек (как в легкой и тяжелой
атлетике) и умственные способности (бокс, нокаут единоборства).
5. Прикладной эффект каратэ несравним с другими видами спорта.
Начав заниматься каратэ за год-два до школы, ребенок придет в первый
класс с хорошо поставленным ударом (шутка, в которой только доля шутки,
остальное правда). Навыки самообороны и независимость характера позволят
ребенку занять маскимально высокое место в неформальной школьной
иерархии.
Оптимальный объем тренировочных нагрузок для дошкольников и
младших школьников, по мнению автора, должен составлять 3 тренировки в
неделю по часу каждая. Это идеальный вариант, позволяющий сохранить
эффект тренированности. Через полгода, год занятий среди начинающих
ребенок перейдет в спортивную группу, начнет сдавать экзамены на цветные
пояса и выступать на соревнованиях. Если захочет.
Или будет заниматься для себя и мамы.
Источник: http://www.karateworld.ru/index1.php?id=3107 |