Понедельник, 20.05.2024, 07:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПЕДАГОГИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

О детях, родителях, каратэ и педагогике. Часть 1

2010-04-27

Размышления детского тренера

Посвящается памяти Учителя физической

культуры Ольги Васильевны Садовниковой

Работники российских детских воспитательных учреждений констатируют, что современные дети значительно уступают своим сверстникам 20-ти, 30-ти летней давности в эмоциональном и умственном развитии. Такая неприятная новость прозвучала недавно в передаче «Черные дыры, белые пятна» телеканала «Культура».

То, что современные дети в физическом развитии заметно уступают своим сверстникам из 20 века – это известно. Но то, что они уступают им еще в эмоциональном и умственном развитии, факт, казалось бы, невероятный.

Но невероятным этот факт кажется только на первый взгляд. По здравому размышлению приходишь к выводу, что педагоги, выступавшие на телеканале «Культура», правы.

Я занимаюсь с детьми около 30 лет и имею возможность наблюдать за процессом.

Последние 10 лет я преподаю каратэ в частной школе. Некоторый негатив в развитии обучающихся я наблюдал давно, но полагал, что он связан с проблемами воспитания конкретных детей, а также некоторыми особенностями контингента. В последнем случае я имею в виду, что в каждой частной школе есть дети, имевшие проблемы в общении со своими сверстниками из обычных школ.

Сейчас я вынужден признать, что это проблемы не частные, а системные.

Вспоминая собственное детство, тренерский опыт 10-ти, 25-летней давности приходишь к неутешительному выводу – современные дети по всем позициям уступают своим предшественникам, а нашему (советскому) поколению проигрывают просто с оглушительным результатом.

Объяснение этому неприятному факту профессионалы непременно найдут. Версии будут выдвигаться различные, от непрерывного воздействия СМИ на юные души до экологии.

Попробую и я изложить свое видение проблемы.

Советская эпоха.

Мальчик советского периода был участников множества совершенно независимых коллективов – школьный класс, дворовая шпана, отряд в пионерском лагере, спортивная секция, творческий кружок во Дворце пионеров. В этих коллективах советский мальчик играл разные роли, мог быть заводилой во дворе, середняком в секции, двоечником в школе. Опыт общения в коллективах был неоценим и, самое главное, мальчик имел право на ошибку. Если он неправильно повел себя в одной группе, проявил малодушие, бесхарактерность, эгоизм или жадность, то детский коллектив реагировал на эти слабости весьма жестоко. Но мальчику всегда предоставлялся шанс поработать над ошибками в другой социальной группе, а затем вернуться в прежний коллектив иным человеком.

Ребенок просто обречен был работать над собой, если только не предполагал остаться на вечном положении парии или «шестерки».

Советский опыт был чрезвычайно полезен для последующей социализации. Отрицательным было то, что неустойчивый мальчик мог морально сломаться и, сложив свой отрицательный опыт во всех коллективах, занять место вечного изгоя.

Но шанс проявить себя имел каждый. Была мотивация для исправления собственных слабостей и способы совершенствования – читай, познавай, тренируйся, побеждай.

В качестве частного примера приведу собственные наблюдения. В моем далеком детстве в 4-5 классах московской школы верховодили спортсмены, красивые и мощные физически ребята Леша М. и Володя Б., чемпионы Москвы по легкой атлетике. В шестом классе в лидеры выбился Володя Г., лидер местной шпаны, маргинал и драчун. Но к выпускному классу прежние авторитеты сошли на нет и на первое место вышел Вадим Ф., спортсмен и умница, прекрасно владеющий немецким языком, отлично играющий в футбол, занимающийся на подготовительных курсах престижного ВУЗа и, к тому же, кандидат в мастера спорта по дзюдо.

Вот такой был уровень конкуренции и диапазон развития.

Эмоциональный и образовательный фактор, на мой взгляд, чрезвычайно связаны. Эмоциональные переживания предполагают творческую работу над собой и создают условия для дальнейшего совершенствования личности. Возможно, это подход утилитарный и примитивный (в научном понимании), но мне он многое объясняет.

Мне пришлось над своими ошибками работать в интернате, школе, ПТУ (очень жестокий опыт), заводском коллективе, армии, ВУЗе. Как человек, выросший в насквозь социальном обществе (именно в отрицательном значении русского философа Зиновьева), могу твердо сказать, что советский детский сад, школа и армейская рота были сильно похожи.

А люди с другим опытом утверждают, что и тюрьма не сильно отличалась от вышеуказанных институтов.

В советском обществе успеха добивались те, кто имел социальный опыт выживания и адаптации. Этот опыт перенесен и на постсоветскую эпоху. Подобный путь прошли все нынешние формальные и неформальные лидеры страны.

Социальным правилам поведения люди обучаются. Делают они это на собственном опыте, глядя на других, в процессе воспитания их другими людьми, благодаря образованию, экспериментам и т. п. Они напрашиваются сами собой. У людей хватает ума открыть их для себя, а общество поставляет людям гигантские возможности для тренировок. В большинстве случаев люди даже не отдают себе отчета в том, что они проходят систематическую практику на роль социальных индивидов, осуществляя обычные с их точки зрения житейские поступки. И они не могут этого избежать, ибо, не обучившись социальным правилам, они не могут быть жизнеспособными. (А.Зиновьев «Зияющие высоты»)

Современный период.

В современных условиях родители получили возможность индивидуального обучения и воспитания собственного ребенка в закрытых учебных учреждениях.

Источники приобретения социального опыта у современного ребенка весьма ограничены: дошкольный возраст – бабушка или няня, затем частная школа, с очень небольшим количеством учеников, либо приходящие на дом педагоги, элитный ВУЗ.

Все.

Няня и современная частная школа не могут, по определению, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а опыт общения в других социальных группах (двор, секция, армия) исключен по определению или существенно ограничен.

Речь даже не о том, что ребенку негде себя проявить, хотя это очень серьезно. Воля, как и мышцы, требуют постоянного напряжения и совершенствования. Проблема в том, что место, занятое современным мальчиком в социальной иерархии класса, предполагает некоторую заданность и обреченность. Опыта общения в других коллективах нет. Детского коллектива во дворе не существует. Спортивные секции и творческие кружки находятся в стенах той же школы, в рамках внешкольного обучения, следовательно, коллектив тот же и социальные роли в нем не меняются.

Я уже давно не удивляюсь тому, что у современных мальчиков начисто отсутствует волевое усилие. Они не привыкли напрягаться ни умственно, ни физически. Зачастую их поведение вызывает недоумение – наушничанье, кляузы, отсутствие воли, непобедимая лень. В советских дворах такое поведение было немыслимым.

Это что касается частных школ. В обычных российских школах с социализацией все в порядке, ребенок каждый день идет как в бой. Но там другая беда – закладывается тот базовый уровень образования, который в дальнейшем не позволит подняться человеку по социальной лестнице. В частных школах хотя бы преподаватели квалифицированные. В обычных школах этой роскоши нет. Полная безнадега – при жесткой социализации, обреченная заданность и невозможность что-либо изменить.

Складывается весьма любопытная, но не жизненная конструкция – в частных школах воспитываются лидеры в принципе не способные взять на себя лидерство, а в обычных школах прирожденным лидерам проводят многолетние сеансы учебно-воспитательной лоботомии.

О социальных законах.

Самое страшное то, что современное российское общество еще более социально, чем советское общество. Социально – значит, более жестоко. Всякие «благоглупости» вроде «Морального кодекса строителей коммунизма» и вытекающие из него постулаты типа «человек человеку друг» окончательно упразднены. Религия, как сдерживающий моральный фактор, ни в советские, ни в российские времена серьезно не воспринималась. Свобода печати в современной России есть, как и свобода игнорировать выступления прессы. Так что все вышеуказанные факторы сдерживания социализации равны нулю.

Немного о понятиях и определениях.

Мне близка и понятна точка зрения русского философа А. Зиновьева о социализации и социальных законах. Абсолютно социальной структурой является крысиная стая или первобытное общество, где вся полнота власти принадлежит самому сильному индивиду. Остальные особи занимают свое место в иерархии исходя из уровня физического развития и собственной изворотливости. По мере своего развития человеческое общество изобретало средства, ограничивающие действие социальных законов. «Прогресс общества в значительной мере происходил как процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов. Мораль, право, искусство, религия, пресса, гласность, публичность, общественное мнение и т.п. изобретались людьми в значительной мере (но не полностью, конечно) как средства такого рода» (А.Зиновьев).

Все человеческие общества социальны, но уровень их социализации не одинаков. В развитом демократическом обществе уровень социализации ниже. Современная Россия с точки зрения социальных законов вернулась (по моему мнению) в первобытное состояние.

В постсоветской России современной идеологии нет, и в ближайшее время не появится. Для этого потребуется изменение экономической системы. Именно поэтому предложение А.И. Солженицына использовать в качестве национальной идеи тезис «сбережения людей» останется невостребованным.

Мир нынешней России более беспощаден, чем был 30 лет назад, но ребенок выходит в него совершенно не подготовленным. Его социальный опыт неадекватен российской действительности.

Некоторые родители чувствуют это и действуют ровно наоборот, подсознательно оберегая свое чадо от ненужных, на их взгляд, контактов, надеясь, что ребенку удастся избежать печального опыта социального общения. Но это срабатывает не всегда. Не всем удается уехать из России. А самый печальный пример неадекватности социальной подготовки – Российская армия. Социально неадаптированный ребенок там обречен.

В американской кинокомедии «Близнецы» высокообразованный, но начисто лишенный социального опыта положительный герой (Арнольд Шварценеггер) и социализированный маргинал (Денни де Вито) складывают свои усилия и добиваются впечатляющих успехов.

Россия – не Голливуд, и российские дети не имеют знаний и навыков героя Шварценеггера. Но даже в американских фильмах без социального опыта, что называется, «ловить нечего».

В каждой киношутке есть доля шутки, но теперь начинаешь понимать, почему американские миллиардеры заставляют своих отпрысков работать официантами в забегаловках. Именно для приобретения недостающего социального опыта, хотя у нас это по-прежнему воспринимается как чудачество.

О современной педагогической науке.

Я полагаю, что современной российской педагогике нечего сказать общественности. Как и всякая российская общественная наука, она не может не погрязнуть в методологии – изучении понятий, определений, принципов и т.п. «В условиях чистой социальности элемент научности в науке стремится к нулю» (А. Зиновьев). Во всяком случае, те педагогические опусы, что мне довелось изучать, оптимизма не прибавили.

Педагогика немыслима без государственной идеологии. Преподаватель должен знать, какой гражданин требуется государству. Но у современной власти нет идеологии, а раз так, то и нет спроса на педагогическую науку. Что, впрочем, не препятствует ее имитации.

Педагогические ВУЗы комплектуются по остаточному принципу, из неудачников, не поступивших в более престижные учебные заведения. Поэтому ждать сегодня новых практиков и теоретиков уровня Макаренко и Сухомлинского бессмысленно.

Качество педагогической науки в стране определяется квалификацией сотрудников детских домов. Ведь именно там педагогическая теория всего нужнее.

Я преподавал каратэ и в детских домах и ответственно заявляю, что человеческие качества сотрудников детских домов ниже всякой оценки. Какие уж там научные изыски.

Идеи зарубежного «классика» Б. Спока вряд ли применимы в современной России, к тому же, как практик, он оказался несостоятельным, покинутый в старости и нищете собственными детьми.

Опыт великого практика А.С. Макаренко в настоящее время не применим. Ушла эпоха вместе с социальным заказом на воспитание людей определенной (коммунистической) формации.

Кстати, в области практического применения педагогической науки мы ныне вернулись в 20-е годы прошлого столетия. В то время А.С. Макаренко писал: «У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

О школьном воспитании.

Перевернутость нашей жизни такова, что лучшие преподаватели собраны не в детских домах, а в негосударственных школах. Лучшие по образовательному (именно преподавательскому), но вовсе не воспитательному уровню.

Кстати, о воспитательных функциях образовательных учреждений. Следует отказаться от опасного заблуждения, что школьные учителя воспитывают детей. Да, бездарное Министерство просвещения и беспомощные родители возложили на учителей воспитательные функции. Вместе с множеством других обязательств – проведение уроков и подготовка к ним, написание планов, проверка домашних заданий и т.д.

Посчитайте, сколько времени (в минутах) сможет уделить конкретному ученику конкретный же школьный учитель? Полтора часа в неделю (два урока), поделенных на 30 учеников. А после мимолетного общения с педагогом ученик пойдет домой или во двор, где и получит весь недостающий объем воспитательного воздействия.

Воспитывать – это значит передавать ребенку свой взгляд на устройство мира. А взгляды эти у школьных учителей и родителей очень часто бывают диаметрально противоположными (да и учителя отличаются друг от друга по нравственным качествам).

Так что пусть о воспитательных функциях школы балаболит министр образования Фурсенко, ему это по должности положено.

К тому же частная школа, как «колыбель будущих лидеров нации», главным образом озабочена тем, чтобы не огорчать родителей. Конфликты в стенах школы немедленно пресекаются. Даже лучшие педагоги вынуждены работать с детьми по принципу «как бы мадам педагогика не расстроилась» (выражение А.С. Макаренко).

Педагоги как могут «гасят» конфликты в детском коллективе, а то как бы чего не вышло. А ведь «ссоры развивают у ребенка навыки общения. Вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе». (Масара Ибука. Основатель корпорации «SONY»).

Современные родители.

У меня складывается впечатление, что современные родители не знают о существовании педагогической науки и воспитывают собственных чад интуитивно, «как бог на душу положит». Им не приходит в голову, что ребенок ежеминутно, ежечасно смотрит за ними и мгновенно усваивает папины-мамины привычки и поступки.

Кому из нас не приходилось наблюдать в жизни такие картинки:

Субтильная мама толкает через торговый зал супермаркета нагруженную продуктами тележку, в которой восседает откормленный сын.

Бабушка переводит девочку через автостраду по кратчайшему пути, вне пешеходных переходов и светофоров, лавируя между мчащимися автомобилями.

Папа в присутствии детей оживленно толкует маме о каком-то событии, обильно перемежая свои слова нецензурной бранью.

Мама усаживает сына на единственное свободное место в автобусе, оставаясь стоять рядом.

Мама умиляется, что ее ребенок наизусть читает рекламные слоганы телевизионной рекламы и может связно пересказать сюжет мексиканского телесериала.

И ведь все эти люди искренне желают воспитать свое чадо хорошим и здоровым человеком.

Почему-то я в качестве отрицательного примера слишком часто упоминаю женщин. Никаких личных гендерных счетов. Напротив, я уважаю женщин за то, что они хотя бы пытаются воспитывать. Большинство же современных пап у меня не ассоциируются с воспитанием. Я не могу сослаться на них даже в качестве антипримера. Во всяком случае, работая в частной школе, я с грустью вижу, что в воспитании 99% мальчиков отцы участия не принимают.

Получается, что родители воспитывают ребенка время от времени. Для них частная школа как палочка-выручалочка. Отдавая ребенка в негосударственную школу, большинство родителей подсознательно снимают с себя ответственность за их дальнейшее воспитание. Эдакое беспроигрышное вложение капитала – сдали чадо в престижный колледж и через какое-то время получили обратно уже «с процентами» в виде воспитания, образования и физического совершенства.

Такие родители мало интересуются успехами своих детей. В самом деле, какие к ним могут быть претензии? За все же «уплочено». Иногда они формально спрашивают про школьные успехи, но дети быстро «просчитывают» этот дежурный интерес.

О каратэ.

Собственный опыт подсказывает мне, что каратэ – великий помощник в воспитании детей. Перефразируя классика, хочется сказать – «всему хорошему в моих детях я обязан каратэ». И сейчас, наблюдая за более молодыми тренерами-родителями, я еще раз убеждаюсь в правильности выбранного способа воспитания.

Каратэ – это досуг, физическая подготовка, общие интересы и знакомые, дальние страны, тяжелые бои, великие победы и обидные поражения, радость возвращения домой и независимость в поведении. Каратэ – это общее семейное дело.

Очень жаль, что столь яркое явление доступно не всем. Большинство отказывается от него добровольно. Заменяя чем-то более значимым. Например, совместным сидением перед телевизором.

Родителям вовсе не обязательно лично заниматься каратэ в спортзале. Даже если мама далека от спорта, но живо интересуется успехами сына, все будет хорошо. Но в любом случае родители должны жить тренировками ребенка (равно как и другими увлечениями: музыкой, математикой, английским, …). Успеха всегда легче добиваться вместе.

За 10 лет через мою группу в частной школе прошло около 250 детей. Кто-то приходил на одну тренировку, кто-то на месяцы, некоторые на годы. Родителей, с которыми я лично знаком, могу пересчитать по пальцам одной руки. Остальных пап и мам я не видел никогда.

Я считаю, что это чудовищно. Возможно, у родителей другое мнение.

Что характерно – дети, чьи родители присутствуют на тренировке (а у нас в клубе это приветствуется), добиваются результата. Ребенок, осваивающий каратэ в одиночку, без родительской поддержки, быстро бросает спорт. Это просто объясняется. Любой серьезный спорт предполагает тяжелую и однообразную физическую работу. Ребенку эмоционально очень тяжело каждый день в одиночку «идти на подвиг».

Читатель скажет, вот беда, автор сокрушается, что детям не интересно каратэ! Речь не об этом. Каратэ всего лишь повод для разговора. Все гораздо серьезнее – большинство современных детей не умеют и не любят напрягаться ни умственно, ни физически. Ими не интересуются их собственные родители. А отсюда и проблемы не только в физическом, но и в умственном и эмоциональном развитии.

Несколько практических советов.

Что бы я посоветовал заинтересованным лицам.

Первое. Избавиться от иллюзии, что школьные учителя воспитывают детей. Учителя всего лишь дают сумму знаний. И даже на это у них не всегда хватает времени. А на самом деле воспитывают родители и детский коллектив.

Второе. Необходимо, выражаясь современным языком, «диверсифицировать» детские коллективы по территориальному признаку. Ребенок должен посещать как можно большее число разных детских групп. Подчеркиваю, именно разных. Если в стенах одной школы ваш ребенок посещает танцы, спортивную секцию, языковые курсы, это не в счет. Коллектив ведь остается прежним, как и устоявшиеся в нем социальные роли. Да, это очень удобно (для родителей), но не всегда благо для ребенка. Это не призыв отпускать ребенка в дворовую компанию. В нынешних условиях это просто опасно для жизни. Надо найти альтернативу. Скажем, в виде спортивной секции. Лучше по командным видам спорта.

Расхожих советов типа ограничения времени нахождения у телевизоров и компьютеров давать, наверное, не стоит. Отвлечение не есть самоцель. Если вам есть что предложить своему ребенку – спорт, иностранные языки, творчество, то разговор о телевизоре просто неуместен.

Третье. Ребенку нужна цель – стать великим чемпионом, настоящим ученым, прекрасным музыкантом. Это прекрасно понимал и А.С.Макаренко – его воспитанники покоряли Куряж, осваивали передовые, по тем временам, технологии (собирали фотоаппараты ФЭД), завоевывали Рабфак. И будет просто здорово, если ребенок, двигаясь к основной цели, попутно достигнет и еще несколько второстепенных целей.

Родители – конструкторы побед своих детей. Их идейные вдохновители. За 30 лет тренерской работы я пришел к выводу, что чемпионами становятся не дети, а их родители.

И еще – мальчика обязательно должен воспитывать мужчина. Среди моих знакомых нет ни одного приличного мужика, воспитанного женщиной. У тех обязательно какой-либо изъян – либо трус, либо пьяница, либо жлоб.

А если так случилось, что папы в семье нет, немедленно отправляйте своего сына в секцию по изучению единоборств, баскетбола, хоккея, футбола, регби, водного поло. Но не в фигурное катание и бадминтон. И не разрешайте ему ныть, что тяжело.

И последнее. Для тех, кто избрал единоборства. Необходимо избавиться еще от одного заблуждения – единоборствами нельзя заниматься, что называется, для себя. Т.е. заниматься, конечно, можно, коммерческие тренеры скажут Вам спасибо, но это опасно, прежде всего, для самого ребенка. При посещении секции, работающей по принципу «два притопа, три прихлопа» у ребенка рано или поздно возникнут иллюзии, что он что-то умеет. А переоценка собственных сил в экстремальных условиях может привести к трагедии. Так что участвовать в соревнованиях просто необходимо. Если юноша может противостоять на татами подготовленному противнику, то он сможет, если потребуется, правильно оценить свои силы. Банальная истина – соревнование есть всего лишь продолжение тренировки.

Ну а педагогам «продвинутых» школ я бы посоветовал привлечь в факультативные группы (спортивные, танцевальные, языковые группы) местных детей. Для вливания «свежей крови» в ущербные детские коллективы закрытых частных колледжей.




Источник: http://www.karateworld.ru/index1.php?id=1409
Категория: Мои статьи | Добавил: ангел (05.12.2010)
Просмотров: 2625 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz